Мосты проектируются в составе схем автомобильных дорог, а так же искусственных сооружений. Лишь мосты через огромные реки могут быть отдельными проектами строительства.
Очередность и необходимость строительства автомобильных трасс и сооружений на них, определяется планами развития сетей. Они разрабатываются на будущее, в перспективу двадцать лет, а так же уточняются каждые пять лет. В этих планах решается целесообразность, техническая и оптимальная возможность построить новые, а может и реконструировать существующие транспортные сооружения.
Основываясь такими схемами, проектные предприятия разрабатывают и исследуют технико-экономическое обоснование - (ТЭО), такие объекты превышают стоимость более одного миллиона долларов, или технико-экономические расчеты - (ТЭР) с меньшей ценовой политикой. Так же уточняют очередность проектов, основываясь на этих дополнительных инженерных и экономических изысков.
Отталкиваясь экономическими изысканиями, собирают сведения о промышленности, состоянии и интенсивности движения различных видов транспорта, сведения о перевозки габаритных грузов и его объемах, непосредственно учитывают движение автомобилей. Основываясь на этих наблюдениях, определяют существующую перспективность интенсивности, автомобильного движения по мостовому переходу, мосту.
Инженерные изыскания на обоснованиях ТЭО и ТЭР рассматривают с помощью геологических карт, различных материалов прошлых проектов и данных гидр метеослужбы, на этих данных обосновывают длину моста предварительные данные.
Разработав план по данным инженерным и экологическим обоснованиям, решают следующие вопросы:
- определяют количество полос потока будущей трассы, назначают разметки габариты мостов, путепроводов;
- на основе технико-экономического изучения вариантов решают оптимальный путь трассы с учетом мостовых переходов и пешеходных пересечений;
- размечают технические способы переходов, его план и профиль, схему моста, фундаментов, опор, тип конструкции;
- решают организационные вопросы по строительству. Ставят задачи главных строительно-монтажных работ, решают потребность в трудовых и, конечно же, материальных ресурсах. Так же способы транспортировки необходимых строительных конструкций и сооружений, потребность жилья для строительных бригад и организаций. Определяют сроки и очереди строительства;
- так же намечают схемы решения и задачи по охране природного окружения;
- расчетная стоимость такого строительства составляется на основе данных укрупненных сметных нормативов;
- экономическую эффективность такого объекта сравнивают с аналогами и нормативами;
- просчитывают долевое участие в этом строительстве всех ведомств и предприятий;
- дают оценку целесообразности этого проекта-сооружения;
- распределяют стадии работ проектно-сметных актов;
- проходят экспертизу и проверяют оптимальность принятых решений;
- на основании ТЭО и ТЭР пишут титульные списки и планы выполнения.
После решения таких вопросов и изучения их, на основе этих анализов утверждают заказчики.
Технически не сложные объекты можно проектировать и в одну стадию это – рабочий проект. Крупные объекты сложно-технические проектируют только в две стадии – проектирование и следующая стадия рабочая документация.
Стадийность всей разработки и проектно-сметных актов, а так же очередность выполненных работ, должен устанавливать заказчик на проектирование, анализируя ТЭО и ТЭР.
В рабочих проектах анализируют материалы инженерных изысков и различных проработок, решают, детализируют основные важные технико-экономические решения и показатели, которые были принятые с ТЭО или ТЭР. Более тщательно и подробно обсуждают и рассматривают конструкции баз фундамента и важных опор мостов, какие могут быть способы их монтажа, пролетных строений. Так же оптимизируют схемы этих мостовых сооружений, и конструктивные развязки по трассе, уточняют и рассчитывают стоимость строительства, огромное внимание уделяют оптимизации более достоверным данным и результатам исходных инженерных расчетов.
Проектирование мостового перехода разделяют на такие разделы:
1. Обобщающее пояснительное решение. В таком решение поясняют исходные данные проектирования, коротко описывают характеристику исходного мостового объекта. Описывают важные условия строительства, отмечают особенности природных условий, местоположение этого мостового сооружения и его обоснование. Поясняют его транспортно-эксплуатационные показатели, сравнивают с нормами, данные и базы по экономической эффективности таких капитальных вложений в это строительство, использованные в этом проекте достижения, как науки, так и техники.
2. Решения строительного перехода. В таком пункте обосновывают важные принятые технические решения в проекте по фундаментам, различным опорам, сложным пролетным техническим строениям моста – путепровода, дорожной одежде подходов и земляному полотну, примыканиям и пересечениям, охране окружающей площади, подготовке территории к строительству. Описывают базовые конструктивные элементы моста, такие как: продольный профиль трассы и его план; общие карты, виды мостовых сооружений, путепроводов, а так же их отдельные важные конструктивные элементы, примененные только к этому проекту решения; продольный профиль дорожного полотна и его план.
3. Этап организации строительных работ. В этой части обосновывают решенные в этом проекте способы, методы по строительству опор, пролетных конструкций, и других важных элементов моста. Определяют строительство дополнительных и вспомогательных конструкций, автотехники, трудовых бригад, электро и водоснабжения. Решают в этой части основные схемы монтажных работ и схемы строительства. График и план работ такого строительства, обосновывают их календарные сроки.
4. В этом разделе сметная документация мостового перехода, план его расчетов и план проекта договорных расценок.
5. Паспорт этого проекта. Он содержит проект мостового перехода, моста.
В более подробный проект на строительство путепровода, кроме всего перечисленного включают рисунки, чертежи, по которым происходит строительство этого объекта. Готовый рабочий проект, включает в себя разработку типовых конструкций мостов, пролетных строений.
Учитывая современные тенденции строительства, в которые уже входят: индустриализация его; унификации; стандартизации конструкций. Разрабатывая мостовые переходы, мосты необходимо применять максимально типовые конструкции. В настоящее время проектирование путепроводов с применением уже разработанных типовых конструкций широко используют расчеты ЭВМ, так как такая программа может рассчитать множество различных решений.